Античное пиратство
Пиратство в своей примитивной форме — морских набегов появилось
одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами
занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С
появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время
оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали
себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Особенно
дурную славу снискали и самые искусные торговцы древнего мира — финикийцы. В поэме «Одиссея»
упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сира и
продававшие их в рабство. Античные пираты, в отличие от пиратов Нового
времени, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные поселки и
отдельных путников, с целью захвата их и продажи в рабство (позднее
также стали требовать выкуп за знатных пленников). Пиратство отражено в
античной поэзии и мифологии (миф о захвате тирренскими (этрусскими) пиратами Диониса, изложенный в гомеровском гимне и поэме Овидия «Метаморфозы», а также некоторые эпизоды в поэмах Гомера).
По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами,
пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений,
и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением.
Расцвет античного пиратства приходится на эпоху анархии, вызванной
Гражданскими войнами в Риме, причем базой пиратов была горная область Киликия с ее крепостями; базами пиратов служили также острова, особенно Крит. Римское пиратство особенно расцвело после того, как Митридат VI Евпатор
заключил союз с киликийскими пиратами, направленный против Рима. В эту
эпоху среди жертв пиратов оказался, в частности, молодой Юлий Цезарь. Дерзость пиратов возросла до того, что они нападали даже на порт Рима — Остию — и однажды захватили двух преторов вместе со свитой и знаками отличия. В 67 г до н. э. Гней Помпей
получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе
500 кораблей; разделив Средиземное море на 30 районов и направив в
каждый район эскадру, Помпей загнал пиратов в горные крепости Киликии,
которые затем взял; в течение трех месяцев пиратство в Средиземном море
было полностью ликвидировано. Оно возобновилось со следующим витком
гражданских войн, причем на этот раз пиратов возглавил сын Помпея — Секст Помпей, который после убийства Цезаря укрепился на Сицилии и пытался блокировать Италию. С концом гражданских войн море стало безопасным.
Пиратов в Риме казнили, как и разбойников, распятием на кресте.
[править] Весёлый Роджер
-
Идея ходить под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и
нерациональная, появилась, видимо, в целях морального воздействия на
экипаж атакуемого корабля. С этой целью устрашения первоначально
использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы
смерти: скелет или просто череп. Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение «Весёлый Роджер», (англ. Jolly Roger) от фр. Joli Rouge,
«Красивый Красный». Англичане, переняв его у французских флибустьеров
Вест-Индии, переделали по-своему; затем, когда происхождение забылось,
возникло объяснение из «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа.
Еще одно толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминается как
«Старый Роджер», и флаг символизировал гнев дьявола. Некоторые авторы
скоропалительно развенчивают саму возможность «пиратского флага» тем
очевидным возражением, что, плавая под флагом с костями и черепом,
пираты попросту «подставлялись» бы под пушки любых военных кораблей, а
корабли, которые предназначались «в жертву», обращались бы в бегство,
не дав пиратам подойти. Но разумеется, пираты не «плавали» под Веселым
Роджером (или его вариацией), используя для маскировки любые другие
флаги, а полотнище с черепом и костями (или другим похожим рисунком)
поднималось перед самым боем с целью деморализовать противника и из
простого «куража», вообще свойственного антисоциальным элементам.
Изначально, флаг был международным, он показывал, что на борту корабля
эпидемия.
Кроме того, бытует версия, что происхождение флага тесно связано с
«адамовой головой», символом готовности пойти за свои убеждения до
конца. Символика смерти, присутствующая на пиратских флагах (а они
определялись скорее «куражом» команды — это были, например, скрещенные
сабли, смерть с косой, скелет с кубком и т. д.) не была напрямую
связана с жестокостью по отношению к противнику. «Веселый Роджер»
скорее давал побежденному право на плен или выкуп, а вот флаг с
изображением песочных часов (символ конечности бытия) ясно говорил —
пленных не брать![источник не указан 155 дней]
|